Cлово «экскурсия» легко
усваивается детьми с первого класса и любой школьник сумеет объяснить, что с
этим словом связано познание чего-тонового, то ли в родном городе, то ли за его пределами,которое всегда бывает полезно в практической
жизни
Если же спросить школьника-подростка, а что такое
«паломничество», то навряд ли можно услышать вразумительный и четкий ответ.
Пожалуй, даже взрослый человек смутно представляет, для чего существуют
паломничества. В лучшем случае может прозвучать: « Паломничество – это
поездкав монастырь». И сразу человек
настораживается,вообразив людей в
монашеском одеянии, строгих, серьезных и неизвестно для чего нужных в нашем
современном цивилизованном обществе. Эта категория людей, как будто чудом
уцелела со времен жесточайшей борьбы с Церковью, с Богом. И на них, какна диковинку, едут посмотреть в монастырь
школьники, да полюбоваться на старинную архитектурухрамовых ансамблей. Едва ли найдется
духовно-образованный учитель, который сможет донести до ребенка смысл
человеческой жизни за стенами монастыря.
Зарождение веры в душе всегда происходит
таинственно. Можно родиться в семье священника, знать всю теорию церковной
жизни, но так и не обрести веры, которая делает человека отличным от обычных
людей, с которыми мы общаемся в повседневной жизни. И в то же время в семье
родителей-атеистов у ребенка вдруг проявляются духовные понятия о себе самом, о
жизни. Чуткая детская душа, приведенная заботливой бабушкой или мамой в
церковь, надолго запоминает чувство радости от соприкосновения с чем-то, отчего
становится легко и хорошо. Это и есть благодать, которая подается каждому
человеку даром и невидимым образом. Знаю пример, когда девочка-подросток рьяно
сопротивлялась матери, не желая идти креститься в храм, вплоть до слез. Мать
всеже настояла и дочка, смирившись, вошла в храм, недовольная, что попирается
её свободная воля. Таинство крещения заняло каких-нибудь 40 минут и что же
случилось с новокрещенным ребенком? Его было не узнать!!! Глаза сияли неземной
радостью, она улыбалась, благодарила гостей, которые пришли поддержать ее в
такой памятный навсегда день и, не отдавая себе отчета, призваласвоего брата, как бы маленькой первоей своей
проповедью: «Не бойся! Ничего страшного нет! Покрестись и ты!» Вот как способна преобразить благодать в один
момент душубесчувственную в милующую и
благодарную. Недаром в моменты тяжелых жизненныхиспытаний, человек вспоминает, какхорошо ему было когда-то в церкви... и спешит
снова окунуться в эту некогда потерянную благодать, чтобы забыть хоть на время
свои неурядицы.
Если же человек решает для себя, что жизнь вне
церкви – неполноценна, то пытливо старается всё больше и больше узнать, а что
же такое благодать, как её можно получить, как не потерять впоследствии, как
объяснить другим людям то, что невозможно увидеть, потрогать... И вот тут как
рази может пригодиться такое понятие,
как «паломничество». Настоящие паломники до революции ходили пешком вплоть до
Иерусалима. Нам, современным людям, порой и на автобусе бывает лень принять
участие в паломничестве. Сколько сил и нервов приходится потратить, чтобы
уговорить близкого человека съездить в паломничество. Иногда приходится слегка
лукавить и представлять паломничество, как обычную эксурсию, цель которойувидеть новые города, например, включенные в
известный маршрут «Золотого кольца». О, да! Посмотреть – можно! И вот, человек
нехотя, поддавшись уговорам, отправляется паломничать.
Обычнохристиане спешат посетить такиеизвестные на весь мир святые места, какНовгород, Дивеево, Оптина пустынь, Киев и конечно, центр православной
культуры – Троице-Сергиеву Лавру. По заранее разработанному маршруту обычно на
10 дней, следует автобус с 50-ю паломниками. Как живется этим людям в течение
этих десяти дней, отказавшимся от городского комфорта и уюта собственных
квартир, и согласившимся почувствовать себя совсем неимущимипрактически ничего? Посмотрим на
происходящее, например, в Троице-Сергиевой Лавре,глазаминовичка-паломника, для которого всё ещезакрыт пока истинный смысл предстоящей поездки.
После многочасовой езды, вдруг перед нашими взорами
открывается панорама Троице-Сергиевой Лавры. Кто хоть раз побывал там, не
сможет забыть всего благолепия, созданного за многие векаруками наших предков. Через главные ворота
идет густой поток разноязычных людей с фото- и киноаппаратами. Да, красивы наши
храмы снаружи, но еще красивее они изнутри, собственной жизнью, которая порой
для туристов недоступна и которую мы готовы показать нашему новичку-паломнику,
оставшись пожитьв этом городе церквей
на два-три дня. График жизни на эти дни расписан буквально по часам и минутам.
Ночлег обычно предлагается для организованных паломниковвнутри какого-нибудь храма. Доводилось ли
комув своей жизнипровести ночь около святого алтаря, под
неусыпные взгляды ликов святых с иконостаса? Да, жестко спать на полу и
неудобно... Но утром все просыпаются бодренькими, свеженькими и ни тени ропота,
как будтолучшеи быть никакне могло. К 6.00 утра надо успеть на братский молебен в Троицом храме,
где покоятся мощи св. Прп. Сергия Радонежского,всю жизнь положившего на служение Богу. И Господь не посрамил его,
исполнив обещанное: «В память вечную будет праведник!». Внешне храм обычен, но
внутренне убранство действует на человека отрезвляюще. Представьте: полумрак,
лишь лампадки горят, красным светом освещая иконы, написанные прп. Андреем
Рублевым и его современниками, тихое монашеское молитвенное пение, обращенное к
святому, невидимо пребывающему вхраме,
толпа народу и невероятная тишина... После молебна всем дозволяется
благоговейно поклониться и помолиться перед серебряной красивой ракой с мощами
святого. Чинно народ выходит из храма, унося в себе частичку невидимого
мира,в надежде, что и его молитвы будут
услышаны и исполнены в ближайшем будущем. Вот и наш новичоквзволнован, как будто начинаетпонимать, что «не хлебом единым жив человек».
Он видит, насколько жива вера русского народа в своего Создателя. Да и прп.
Сергий не бездействует! Сколько чудес произошло на глазах всех людей, сколько
молитв исполнено – об этомидут
постоянные разговоры среди паломников, рассказывают экскурсоводы и невольно
новичок-паломниквпитывает в себя
крупицы духовного знания, обогащая этим свою уставшую душу.
Впереди
литургия, исповедь улаврскихиеромонахов, способных по своей чистой жизни,
увидеть душу грешника, уврачевать ее советом, помочь найти причинунеустроенности в жизни. Вот тут-то и
становится понятным нашему новичку, что грех существует и способен реально
влиять на судьбу человека.
За 10 дней паломничестваудается обогатить себя знаниями по истории
Русской Православной Церкви, увидеть труд современныххристиан, за короткий срок сумевших
восстановить из руин древние храмы и наладить высокую молитвенную жизнь. В
каждом святом месте предлагается потрудитьсяво славу Божию. И как прекрасно после исполненного послушания придти на
общую трапезу, чувствуя себя уже не просто паломником, а почти насельником
монастыря. За время паломничества группа в 50 человек, некогда незнакомых,
становится одним целым. Вера имеет способность объединять людей. 10 дней жизни
по образу монашеской – много это или мало? Каждый решает для себя сам. Но
замечено, что в момент расставания, у всех на глазах блестят слезы. И никто уже
не помнит, что кто-то был новичком, который теперь сумеет ответить любому, для
чего нужно паломничество.